учебное пособие "История искусств"

 

«История искусств»
- учебное пособие для учеников 4-7 классов Эстетического отделения Детской школы искусств №6 г. Нижний Новгород.
Автор: зав. эстетическим отделением, преподаватель теоретических дисциплин – Козлова Ольга Александровна.

Детская школа искусств начала свою деятельность в 1946 году. Этот год для нас юбилейный. Школа является одной из старейших в городе. 
- Сегодня детская школа искусств №6 предоставляет курс обучения по 8 отделениям: фортепианное, общеэстетическое, народное, струнное, духовое, эстрадное, хореографическое, художественное. Отделение общего эстетического воспитания существует в школе уже 14 лет. За эти годы были разработаны и введены в практический курс обучения программы по всем учебным дисциплинам. На отделении выбрана 7-летняя система обучения. Ребята занимаются по следующим предметам: фортепиано (2 часа в неделю), с недавних пор появился в качестве основного предмета академический вокал (2 часа в неделю), музыкальная грамота, история искусств, фольклор (1,5 часа в неделю), прикладное творчество (с 1 по 3 классы), хор.
- Ежегодно на отделении обучается около 100 человек.
- Принципиальным отличием между эстетическим отделением и отделением фортепиано является методический подход к двум дисциплинам: «специальности» и «истории искусств». По предмету фортепиано на эстетическом отделении выбор муз. произведений для учащихся значительно расширен (наряду с классикой представлены и популярная музыка и джаз), однако несколько облегчён уровень исполнения. По предмету «история искусств» (в отличие от музыкальной литературы) представлен обзорный лекционный материал о разных видах искусства.
- Ситуация с методической литературой по учебным дисциплинам на отделении неоднозначная. Так по фортепиано (особенно в связи с появлением интернета, а также большого количества печатной продукции разного уровня переложений) у преподавателей появилась возможность ознакомления с очень интересным, разнообразным музыкальным материалом. По сольфеджио (у нас этот предмет называется музыкальной грамотой) сейчас также появилось много новых изданий (это и учебники, прописи, рабочие тетради). Что касается предмета нашего разговора, то положение дел в этом направлении заставляет преподавателя в избирательном порядке подбирать учебную литературу. В связи с тем, что во многих школах появился предмет «МХК», стала доступной разнообразная литература о культуре и искусстве, предназначенная как для взрослой, так и для детской читающей аудитории. Однако профессиональный уровень многих изданий оставляет желать лучшего, или предоставленный к рассмотрению материал, ограничен определёнными рамками (чаще всего ознакомлением с живописью и скульптурой).
- К созданию пособия по предмету «История искусств» автора побудила острая нехватка методической литературы по данной дисциплине. В первую очередь именно для учащихся ДШИ с музыкальным уклоном, т.к. многолетняя практика показала, что в большинстве своём дети не могут самостоятельно находить качественный материал по предмету (например, для докладов), а вести запись в тетрадях со слов преподавателя многим из них тоже оказывается не под силу. Также этот факт (запись под диктовку преподавателя) значительно сокращает время на уроке, которое могло бы быть использовано в других целях (например, просмотре научно-популярных или тематических художественных фильмов). 
- В чём состоит новизна предлагаемого пособия?
Во-первых, данное пособие предназначено для учащихся эстетического 
отделения ДШИ. Во-вторых, в нём первостепенный акцент сделан на обзоре 
европейской музыкальной (подчёркиваю!) культуры в контексте развития 
мировой художественной культуры в целом! Все темы, так или иначе 
затрагивают область музыкального искусства.
- Пособие состоит из 4-х частей, исходя из четырёхлетнего курса обучения данной 
дисциплине (с 4 по 7 класс). 
Первый год обучения посвящён ознакомлению с разными видами искусств 
(архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой), их жанрами и формами.
Второй год обучения посвящён ознакомлению с западноевропейским искусством
(от античности до барокко).
Третий год обучения посвящён ознакомлению с западноевропейским искусством 
(XVIII - XX вв.)
Четвёртый год обучения посвящён ознакомлению с отечественным искусством 
( X - XX вв.)
Лекционный материал изложен по темам и параграфам. Пособие первого года 
обучения содержит 4 раздела, соответственно распределённым темам: 1-архитектура, 
2-скульптура, 3-живопись, 4-музыка. Пособия второго, третьего и четвёртого годов 
обучения содержат материал, распределённый в хронологическом порядке. Особое 
внимание сосредоточено (во втором — четвёртом пособиях) на монографиях 
некоторых деятелей культуры (музыкантов и художников). В этом списке: Леонардо 
да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, 
Ф.Шопен, К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, 
В.Тропинин, О.Кипренский и др. Такие темы совершенно необходимы, т.к. через 
биографию и характеристику творчества раскрывается весь творческий потенциал 
великих творцов прошлого.
Пособия содержат достаточное количество иллюстративного материала: репродукции картин, фотографии (предлагаемые самыми современными изданиями).* ( В частности, подборка периодической печати издания DEAGOSTINI: “Художественная галерея», «Великие художники» с газетой «Комсомольская правда», «Великие композиторы», «Атлас», «100 великих людей» и т.д.) В темах, посвящённых музыкальному искусству (исходя из прохождения материала), предлагается адаптированные музыкальные примеры (в переложении для фортепиано).
На первом году обучения одним из привлекательных моментов является ознакомление учащихся с «чудесами света» прошлого и современности. (Сиднейская опера арх. Уотссон, «Пьета» Микеланджело).
Некоторые из представленных в пособии живописных полотен имеют непосредственную связь с музыкальным искусством («Царевна-лебедь» Врубеля). Ознакомление с «Детским альбомом» Чайковского содержит музыкальные примеры, которые учащиеся дома самостоятельно могут проиграть.
На втором году обучения при использовании хронологического подхода в 
изучении различных стилей в зарубежном искусстве визуальный акцент сделан 
на наиболее ярких образцах в тех или иных видах искусств. Так, например,
античность в большинстве своём представлена образцами архитектуры 
(Триумфальная арка). Средневековье - архитектурой и музыкой (т.к. начался процесс 
становления музыкального искусства) — Образец средневекой невменной записи. 
Возрождение — это в первую очередь живопись (фреска «Сотворение Адама» Микеланджело) и скульптура, барокко — архитектура - церковь Санта — Мария делла Салуте в Венеции (арх. Лонгена) и, конечно же, музыка (творчество Генделя и Баха).
На третьем году обучения продолжается исторический экскурс в стили прошлых веков. Галантный стиль представлен изящными интерьерами и музыкой французских клавесинистов (Куперена и Рамо) — клавесин. Классицизм - живопись Н.Пуссена и К.Лоррена - «Отплытие царицы Савской»; музыка - ознакомление с сонатной формой и сонатно-симфоническим циклом в творчестве венских классиков. Романтизм — литература, живопись Делакруа («Охота на львов») и в большом количестве, музыка композиторов европейских национальных школ, работавших в различных жанрах. Рубеж XIX – XX вв. представлен различными течениями в живописи и музыке. Первостепенным является ознакомление с импрессионизмом (Э.Дега «Танцкласс» и «Голубые танцовщицы»). К сожалению из-за недостающего времени (всего 32 учебных часа), совсем небольшим объёмом представлено искусство XX века. (Но это вопрос будущего).
На четвёртом году обучения учащиеся знакомятся с историей культуры России (от X века и до конца XX века). Русское искусство представлено широко: это и архитектура (древние соборы и особо отметим родной для нас Нижегородский Кремль), и фонтанное искусство XVIII века (Петергоф), скульптуры Петербурга и Москвы («Медный всадник» Фальконе), живопись XVIII, XIX, XX веков (К.Брюллов «Последний день Помпеи»), включая деятельность передвижников. Музыкальное искусство представлено характеристикой творчества Глинки, композиторов Балакиревского кружка, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, обзорно — композиторов XX столетия. Искусство XX столетия представлено обзорной лекцией о состоянии архитектуры (МГУ), скульптуры (значительные работы скульпторов Коненкова, Шемякина и др.), живописи (многочисленные художественные объединения). О музыке говорилось ранее. 
При составлении данного пособия автор обращался к различным информационным 
источникам (энциклопедиям, словарям, учебникам по музыкальной литературе, 
журналам о композиторах и художниках, видеоматериалов, интернету).
В тексте содержатся пояснения незнакомых для учащихся определений и терминов.
Стиль и манера изложения материала адаптированы к возрасту учащихся. 
Первый год обучения — для 10-11летних учащихся
Второй год обучения — для 12-13летних учащихся
Третий год обучения — для 13-14летних учащихся
Четвёртый год обучения — для 14-15летних учащихся
Данное пособие составлено преподавателем с высшим музыковедческим образованием, имеющим опыт в создании работ подобного рода (курсовые и дипломная работы, статьи в газетах, программы по различным теоретическим дисциплинам, многолетняя лекторская практика, участие в межрегиональных теоретических конференциях выступление на курсах повышения квалификации).
В дальнейшем автор пособия планирует расширить круг тем, относящихся к современному зарубежному и отечественному искусству. 

 


Теги
галина05121