Пианисты Денис Мацуев и Павел Нерсесьян - о конкурсе Чайковского и о работе в отборочном жюри
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Денис Мацуев: «Играть проще, чем кого-то оценивать»
Победа на XI Конкурсе Чайковского не принесла Денису Мацуеву ни одного конкурсного ангажемента. Зато сейчас он рад: за будущих лауреатов Конкурса возьмутся ведущие мировые агентства.
Я впервые в жизни кого-то оцениваю, для меня это чудовищно сложно. Казалось бы, еще вчера я сам был там; кто бы мог подумать, что окажусь «по другую сторону баррикад». Член жюри – отдельная профессия, которой нужно учиться. Сложность еще в том, что среди конкурсантов очень много музыкантов "среднего" уровня, которых непросто отличить друг от друга. К тому же мы в этот раз должны выбрать не сто, а тридцать участников. Думаю, работу основного жюри это как-то облегчит.То, что мы слышим и видим на DVD, конечно, не совсем то, что будет на Конкурсе. Там будет публика, портрет Чайковского, сцена. Неизвестно, какая будет погода, какие будут магнитные бури. Помню, мне было непросто: на жеребьевке я вытянул 90-й номер и пришлось играть второй и третий туры последним. Мне тогда сильно помогал отвлечься Чемпионат мира по футболу. В этом году Конкурс с футбольным чемпионатом разошелся.Я бы не хотел, чтобы конкурс Чайковского был как конкурс Королевы Елизаветы. Он замечательный, конечно, но в последние 30 лет победители этого конкурса за редким исключением куда-то исчезали. То, что сейчас делает Валерий Гергиев – очень здорово. Везде уже написано, что гастролями победителей займутся три ведущих концертных агентства. Я даже по-хорошему им завидую: у меня в свое время не было ни одного концерта, организованного Конкурсом.Павел Нерсесьян: «Пианизм – живое искусство. Мы не должны убивать публику скукой»Что удалось понять из отборочной ситуации? Что будет интересный Конкурс, вот что удалось понять. Представителей среднего уровня, который подразумевает великолепную профессиональную подготовку, большинство. Но когда этот уровень достигнут, конечно, самое главное – то, что "над ним". Харизма. Индивидуальность. Можно назвать по-разному. Но это именно то, что слышно буквально в первые две минуты; это то, чему мы очень рады и ждем буквально от каждого участника. С такими музыкантами проблем нет: мы, естественно, их пропускаем и будем рады слышать их уже на Конкурсе.Какие-то черты, свойственные русской школе, я с удовольствием наблюдаю у американцев, у японцев. По характеристикам, по анкетам понятно - представлены ученики очень много русских педагогов. Например, в Америке. Я рад слышать певучесть, искренность, которые типичны для русской школы. Но все-таки мы ищем индивидуальности, которые всегда оказываются важнее, собственно, понятия «школы».Пианизм - искусство, которое требует живых сил. Мы не должны убивать публику скукой, я сейчас говорю как артист. И мне очень бы хотелось, чтобы публика шла на пианистов, которые говорят что-то новое. Пусть в старой манере, продолжая одни и те же дальние, давние традиции, но нужно сообщать ей что-то новое. Очень жалко, что пианизм становится провинцией по отношению к собственному прошлому. Это смещает его с центра палитры искусств куда-то вбок. Тем не менее, очень бы хотелось, чтобы пианизм остался жив. А таким он остается только с помощью талантливых людей.